facebook vkontakte twitter youtube    

Time: 10:17

Министры юстиции стран Балтии подписали в Риге меморандум о сотрудничестве, который подразумевает координацию деятельности по предъявлению требований к России о возмещении материального ущерба и о формальном извинении в связи с "оккупацией" СССР их стран с 1940 по 1991 год. В августе 2010 года в Латвии предпринимали попытку подсчитать экономический ущерб, якобы, нанесенный республике за время т.н. "оккупации". До этого подсчет ущерба в Латвии проводился дважды: правительственной комиссией в 1990 году, когда была названа цифра 120 млрд рублей, и в 2005-м - тогда насчитали 18,5 млрд. долларов. Власти Эстонии отдельно считали "ущерб от оккупации" и пришли к выводу, что он составляет аж 49 млрд. долларов (4 млрд. за ущерб природе и около 45 - за ущерб населению). В Литве в 2008 году тогдашний президент Валдас Адамкус заявлял, что "оккупация" обошлась республике в 28 миллиардов долларов. http://www.newsru.com/russia/06nov2015/osel.html

Для начала надо разобраться с термином «оккупация Прибалтики». Со многими   юридическими аспектами критики применения подобного понятия можно ознакомиться здесь: http://www.materik.ru/country/detail.php?ID=15138   Но если абстрагироваться от  юридических и терминологических коллизий, то в сухом остатке мы имеем активную  позицию бывших советских прибалтийских государств по «выбиванию»  долгов из России, как правопреемницы СССР.  Надо сказать, что в этой связи Россия также не сидит «сложа руки». Еще в 2004 году Счетная палата России объявила о выявленных финансовых и имущественных претензиях к странам Балтии на сумму свыше 3 миллиардов долларов. Указанные претензии возникли в связи с распадом СССР. По мнению аудиторов, в межправительственных договорах, заключенных между РСФСР и государствами Балтии, не определен правовой статус собственности, которая принадлежит одной стороне и находится на территории другой. Кроме того, не решены вопросы о взаимном признании прав собственности и получении Россией компенсации за собственность СССР, оставшуюся на территории Латвии, Литвы и Эстонии. Также остаются неурегулированными вопросы, связанные с внешним и внутренним долгом Советского Союза. По оценке Банка России и Внешэкономбанка, совокупная задолженность стран Балтии в валютных обязательствах СССР составляет 3,06 миллиарда долларов. Эти обязательства были приняты на себя Российской Федерацией, которая на 1 октября 2003 года уже выплатила по внешнему долгу несуществующего государства 1,07 миллиарда долларов. http://lenta.ru/world/2004/09/30/baltic/  

Практически,  с того момента, когда государства Прибалтики начали говорить о претензиях к России, многие эксперты заявляли о том, что Москва, в ответ может выдвинуть  встречные иски за затраты на строительство инфраструктуры и промышленных предприятий в этих странах в послевоенный период. Сумма этих требований может оказаться значительно выше прибалтийских. И это не считая требований, которые Россия может выдвинуть относительно послевоенных территориальных приобретений Прибалтийских стран. В частности, Литва «приросла» Вильнюсом, Клайпедой, и еще целым рядом регионов. Кроме того, ряд историков вообще уверены в том, что Прибалтийские страны существуют на землях, которые им исторически не принадлежат. В 1714 г. Петр Первый и король Швеции Карл XII  подписали Ништадтский договор, согласно которому России в полное неотрицаемое вечное владение и собственность перешли Лифляндия, Эстляндия с Ревелем, Ингрия (область Петербурга) и юго-западная часть Финляндии с Выборгом. Несмотря на победу, добытую силой оружия, Россия отдала Швеции за перечисленные земли порядка двух третей своей казны - два миллиона ефимков, что по нынешним меркам соответствует примерно 100 млрд. долларов США. В 1795 г. герцог Курляндский продал России за миллион четыреста тысяч талеров (сегодня это около 30 млн. долларов) и Курляндию. Таким образом, и с юридической, и с финансовой точек зрения территории Прибалтики до сих пор являются собственностью России. Ведь никто не отрицает законность продажи Россией Аляски и ее теперешнюю принадлежность США. http://www.stoletie.ru/geopolitika/kto_komu_dolzhen_platit_2011-06-10.htm  

Впрочем, даже в среде политической элиты Прибалтики есть люди, понимающие абсурдность выдвигаемых  в адрес России претензий. Глава эстонского правительства Таави Рыйвас заявил, что идея министра юстиции потребовать компенсацию от России за "советскую оккупацию" давно устарела.  По словам премьер-министра страны, практического смысла в  требовании к России возместить  некий причиненный Эстонии  ущерб в период с 1940 по 1991 годы нет.  Это предложение было личной инициативой  министра юстиции Эстонии Урмаса Рейнсалу.   "Не понял, в чем практический смысл этого. Эти темы уже давно устарели. Я не вижу в них каких-то перспектив. Что хотим получить? Не только в России, но и во многих странах Запада эта инициатива вызвала поднятие бровей", приводит РИА-Новости высказывание премьера. http://ria.ru/world/20151106/1315121106.html  С международно-правовой точки зрения — это абсурд, но, с другой стороны, это основа их государственной концепции, — сказал Pravda.Ru Николай Межевич, профессор кафедры европейских исследований факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета. — Вопрос об "оккупации" — это основа существования государственности Эстонии, Латвии, Литвы. Отказаться от этого — как спустить государственный флаг. Поэтому им не столько нужно от нас получить деньги и даже извинения, сколько это способ подтвердить и показать то, что они живы, что они активны на международной арене, что они готовы внести свое ведро дегтя в бочку испорченных российско-европейских отношений. Это очередная политическая демонстрация. Совсем не первая и вряд ли последняя". http://world.pravda.ru/formerussr/latvia/06-11-2015/1281306-baltic-0/

НАТО хочет подписать с Россией новый договор

Понедельник, 09 Ноябрь 2015 16:46 Опубликовано в События

 

Российское издание онлайн издание «Expertonline» опубликовала материал о возможном новом этапе в отношениях Россия-НАТО. В статье отмечается, что генеральный секретарь НАТО Й.Столтенберг выступил с рядом программных заявлений на пресс-конференции в Португалии, где закончились учения «Trident Juncture – 2015». Лейтмотивом выступления главы североатлантической организации по традиции стала военная угроза Европе со стороны России. Й.Столтенберг подчеркнул, что все 28 членов НАТО должны делать больше для того, чтобы укрепить восточный фланг альянса и успокоить восточноевропейские государства. Он повторил привычные упреки в адрес Москвы, которые заключаются в первую очередь в присоединении Крыма и усилении военного присутствия России в обширном районе от Балтики до Черного моря. В этом году, добавил генсек, Россия «шагнула» и в восточное Средиземноморье. Москва послала военные корабли в сирийские порты и начала в Сирии военную операцию для того, чтобы поддержать своего давнего союзника Башара Асада.

Й.Столтенберг предупредил других участников пресс-конференции и журналистов, что Россия сейчас способна контролировать важные стратегические пункты, следовательно НАТО необходимо срочно менять стратегию и тактику для выполнения поставленных целей в изменившейся обстановке.

Восточно-европейские члены НАТО во главе с Польшей уже больше года просят открыть на их территориях базы НАТО на постоянной основе. Раньше на все такие просьбы руководство североатлантического альянса отвечало отказом, потому что такие базы будут нарушением договора между НАТО и Россией, заключенного в 1997 году. Однако сейчас руководство НАТО, похоже, готово изменить позицию по этому важному вопросу.

Й.Столтенберг заявил в Лиссабоне, что договор с Россией за 18 лет сильно устарел, не учитывает реалий времени и вследствие этого нуждается в значительных коррективах или замене на новый. Генсек также добавил, что сейчас уже не видит существенной разницы между постоянными базами и временным присутствием в Восточной Европе сил НАТО. Сейчас оно заключается в постоянно заменяемых на ротационной основе войсках, военной технике и кораблях с самолетами.

НАТО недавно открыла командные центры в Эстонии, Латвии, Литве, Венгрии, Болгарии и Румынии, а также разместила технику для сил быстрого реагирования. «Мы уже увеличили наше присутствие в регионе и сейчас изучаем вопрос, не стоит ли нам его еще больше усилить»,- объяснил Й.Столтенберг и добавил, что этот вопрос будет решаться на следующем саммите лидеров членов НАТО, который состоится в июле 2016 года в Варшаве.

 

 

http://expert.ru/

 

Мощь российских ВКС в военной операции в Сирии против террористов «Исламского государства» (ИГ) повергла западных аналитиков в шок, - сообщает  австралийский телеканал «9 news».

«По мере того как Россия наращивает авиаудары по позициям боевиков, становится все более очевидной настоящая сила, которой обладают военные подразделения РФ».

В качестве примера телеканал привел  запуск крылатых ракет с кораблей в Каспийском море, которые преодолели расстояние в 1500 километров и уничтожили позиции боевиков в Сирии. «9 news»  цитирует  специалиста по вопросам национальной безопасности, аналитика института Брукингса, офицера США Гаррета Кэмбелла, который отметил, что до этого момента, подобный запуск казался «невозможным».

Впечатлили австралийский телеканал и другие российские разработки. В частности, впечатление произвело видео работы тяжелой огнеметной системы залпового огня «Буратино», которая способна не только разрушать цели, но и сжигать кислород поблизости, лишая противника возможности дышать. Как отмечает «9 news», подобное вооружение уже давно находится в распоряжении армии РФ, однако в деле ее увидели только сейчас.

Кроме того, телеканал также приводит слова Гаррета Кэмбелла, который уверен, что «практически никто из союзников США в НАТО не способен делать в небе то, что делает российская армия».

Источник: РИА «Новости»

Агентство Sputnik публикует данные о доверии населения различных стран к своим правительствам. Согласно исследованиям ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития), с 2007 по 2014 год число людей, которые доверяют своему правительству в России выросло на 27%, в то время как в США упало на 4%.

Умеренный рост доверия к правительствам своих стран продемонстрировало население Чехии, Польши, Великобритании, Норвегии и Италии (7%, 6%, 6%, 2% и 1% соответственно). На прежнем уровне сохранилось доверие к властям у граждан Турции и Швеции, в то время как правительства Дании (-13%), Франции (-10%) и Бразилии (-2%) поддержку населения в той или иной мере утратили.

В целом лидирующими странами по росту с 2007 по 2014 год числа людей, которые доверяют своему правительству, стали Россия (+27%), Германия (+25%) и Исландия и Израиль (по +22% соответственно). Наибольшее падение доверия зафиксировано в ЮАР (-32%), Словении (-30%), Финляндии (-29%), а также в странах Южной Европы, затронутых кризисом: Испании (-27%), Португалии (-22%) и Греции (-19%).

 

Sputnik

www.sputniknews.com

Страница 4 из 23