facebook vkontakte twitter youtube    

Time: 5:25

 

Английское издание «Daily Express» опубликовало материл под заголовком «Польша посылает 26 тысяч военнослужащих на восточную границу из-за страха перед растущим экспансионизмом Путина» («Polandsending 46,000 troopstoborderwithRussiaasfearsgrowoverPutinexpansionism»).

Варшава планирует сформировать и разместить на северо-востоке страны у границы с Калининградской областью три бригады общей численностью 46 тысяч человек. Как отмечается в материале, обеспокоенная российским «экспансионизмом» Польша уже несколько лет подряд увеличивает расходы на оборону.

Как заявил  в интервью британским СМИ министр обороны Польши А.Мацеревич, Варшава уже начала подготовку мер по формированию «территориальных сил обороны, которые станут неотъемлемой частью армии». Первое подразделение создаваемой Польшей «национальной гвардии» может быть дислоцировано у границы уже в этом году. Польское правительство выделит на подготовку и оснащение бригад более 78 миллионов евро.

Польша, «долгое время считавшаяся передним краем» НАТО в гипотетическом конфликте с Россией, в последние годы стабильно увеличивает расходы на оборону, в частности, только в прошлом году эта статья бюджета выросла на 18%.

Российские власти, в свою очередь, объявили в этом месяце, что разместят у границы с Европой пять дополнительных ракетных полков. По мнению английского издания  - это прямой вызов Москвы на превосходство НАТО в регионе.

 

Daily Express

 

http://www.express.co.uk/news/world/638190/Poland-sending-46000-troops-border-Russia-fears-grow-Putin-expansionism

 

Поляки всех стран, объединяйтесь!

Вторник, 12 Январь 2016 17:13 Опубликовано в Аналитика

 

Новый президент Польши Анджей Дуда объявил курс на поддержку зарубежных поляков. По разным данным, число лиц польского происхождения вне границ Польши может достигать 20 млн., и Варшава решила использовать этот ресурс.

В 2016  г. 50 млн. злотых для работы с Полонией (польской диаспорой) получит Сенат, ещё 20 млн. останутся на балансе МИД. В 2017 г. Сенат будет полностью отвечать за работу с зарубежными поляками, он станет получателем всех 70 млн., выделенных на эти цели (1).

Первые практические шаги по активизации работы с соотечественниками Варшава уже предпринимает. Вице-министр МИД Ян Дзедзичак и председатель Комиссии Сейма по связям с поляками за границей Михал Дворчик объявили о выделении суммы в размере 500 злотых ученикам первых и последних классов школ в Литве с польским языком обучения.

Причём, речь преимущественно о Виленщине – регионе, который поляки считают частью если не польского государства, то польской истории. Такую помощь литовские школьники польского происхождения  будут получать ежегодно 1 сентября (2).

22 декабря 2015 г. с визитом на исторической родине побывали несколько десятков руководителей польских организаций зарубежья (из Украины, Белоруссии, Литвы, Ирландии, Чехии, Швеции, Италии и т.д.) по приглашению «Польского сообщества» («Wspólnota Polska») – ещё одной организации, занимающейся работой с поляками за границей (3).

Состоялись встречи с польскими политиками высокого уровня – с вице-министром МИД Яном Дзедзичаком, председателем Сената Станиславом Карчевским, руководителем комиссии Сената по вопросам эмиграции и связи с поляками зарубежья Яниной Сагатовской. Обсуждался широкий спектр вопросов – поддержка польской культуры за рубежом, участие поляков в культурной и политической жизни стран проживания, оптимизация контактов Полонии с Польшей, и т.п.

Самой болезненной точкой Полонии остаётся Литва, где проживает более 200 тыс. этнических поляков. Вильнюс взял курс на ассимиляцию национальных меньшинств, и поляки в этом случае не исключение. Вопрос осложняется тем, что Варшава рассматривает Литву, как стратегического союзника.

В польском национальном сознании Литва – это территория польской культуры. Действительно, за долгие века пребывания в союзе с Речью Посполитой Литва может похвастать множеством памятников польской культуры.

Но литовские власти не рады такому историческому наследию. Сокращаются объёмы школьного образования на польском языке, вводятся штрафы за дублирование на польском языке литовских названий учреждений и улиц. Литовские поляки проводят пикеты и протесты, но это мало помогает.

Положение поляков в Литве регулярно становится объектом внимания польских журналистов и политиков. Причём, мнения последних расходятся. Большинство высказывается за более жёсткий диалог с Вильнюсом по данному вопросу, но есть и такие, кто считает польскую диаспору Литвы балластом, мешающим вывести военно-политическое сотрудничество с Вильнюсом на качественно новый уровень (4). В их понимании, лучше проигнорировать претензии поляков к литовским властям,  дабы не сорвать процесс сближения Литвы и Польши. 

В истории польско-литовских отношений нашлось место этнографическим и культурологическим баталиям. В первой трети ХХ в. Михал Пиус Ромер, этнический поляк из Литвы, выдвинул теорию о двух частях польского народа в Литве (5).

По Ромеру, поляки в Литве – это этнические поляки; литовские поляки – это полонизированная часть литовцев, своего рода, субэтнос литовцев. Между «литовскими поляками» и «поляками Литвы» нельзя проводить знак равенства, утверждал. М. Рёмер.

Далее: нельзя «литовских поляков» сравнивать с польской диаспорой, например, в соседней России, как это принято в Польше. Поляки в России – это, действительно, частичка польского народа, оказавшаяся на чужбине, а «литовские поляки» – коренные жители Литвы, принявшие польскую идентичность поверх своей исконной, литовской.

Идеи Ромера снискали горячую критику в Польше, и благожелательные отзывы от литовских властей. В его честь назван Вильнюсский юридический университет.

Польский МИД, предвидя возможные репутационные издержки сотрудничества со странами, где полонофобия возведена в ранг государственной идеологии, устами главы МИД Витольда Ващиковского заявил, что Варшава не будет требовать удовлетворения интересов польского меньшинства в ультимативном порядке (6). Польша заинтересована в тесной военно-политической кооперации с Литвой и Украиной, и слова В. Ващиковского были адресованы, видимо, именно этим странам.

На практике это будет означать, что Варшава закроет глаза на некоторые идеологические неувязки в отношениях с Вильнюсом и Киевом ради более стоящих политических дивидендов.

Тем не менее, это не значит, что объявленный А. Дудой курс на активизацию работы с соотечественниками – это мыльный пузырь. Напротив, есть все признаки того, что Польша намерена сделать ставку на Полонию, как на мягкую силу.

Внимание Варшавы обращено не только на поляков в странах бывшего СССР, но и на поляков в Европе и США. До этого польское руководство не особо озадачивалось связями с поляками в западном полушарии.

Теперь курс меняется,  частички Полонии в Ирландии или Испании будут окружены таким же вниманием, как и представители Полонии на востоке. Разница лишь в идеологической нагрузке в отношениях с Полонией западной и Полонией восточной. В отношениях с последней идеологии будет, к сожалению, никак не меньше, чем культуры. Вероятней всего, даже больше.

1)      http://www.kresy.pl/wydarzenia,polityka?zobacz/pieniadze-na-polonie-i-polakow-za-granica-wracaja-do-dyspozycji-senatu

2)      http://www.kresy.pl/wydarzenia,polityka?zobacz/polska-sfinansuje-wyprawki-dla-uczniow-polskich-szkol-na-wilenszczyznie

3)      http://l24.lt/pl/polska/item/105473-delegacja-z-wilenszczyzny-goscila-w-warszawie

4)      http://wpolityce.pl/polityka/151197-zurawski-vel-grajewski-polacy-ktorzy-chca-zerwania-z-litwa-wszelkiej-wspolpracy-poki-nie-uzna-ona-zadan-grzesza-przeciw-polsce

5)      http://www.pogon.lt/historia/292-michal-romer-dwie-teorie-o-polakach-litewskich.html

6)      http://www.kresy.pl/publicystyka,wywiady?zobacz/witold-waszczykowski-dla-kresowpl-nie-bedziemy-stawiac-problemow-polskiej-mniejszosci-w-sposob-ultymatywny

 

В Германии пригрозили ввести санкции против Польши

Понедельник, 11 Январь 2016 13:49 Опубликовано в События

В рядах Европейского союза в первые же дни нового 2016-го года укрепилась тенденция углубления внутренних противоречий и увеличения числа линий противостояния и расколов. Наиболее показательным и одновременно опасным для единства ЕС представляется рост противоречий между Польшей и Германией. В данном контексте следует учитывать, во-первых, лидирующие финансово-экономические позиции Берлина, а во-вторых – традиционное стремление Варшавы играть руководящую политическую роль в регионе Центральной и Восточной Европы в рамках, в том числе, посредством таких инструментов, как «Вишеградская группа» и «Восточное партнерство».

Противоречия между Германией и Польшей вызревали последние годы медленно, но верно. Важной вехой в этом плане стала как раз инициированная Польшей и Швецией программа «Восточное партнерство». Она изначально рассматривалась в качестве альтернативы приему в ряды Евросоюза новых членов и одновременно как средство держать под контролем постсоветские государства на западных и юго-западных границах России. Проект программы был впервые представлен совместно польским и шведским внешнеполитическими ведомствами в мае 2008 года, а сама идея принадлежала лично министру иностранных дел Польши Радославу Сикорскому.

Германия (а также Франция) изначально отнеслись к данной программе весьма скептически, поскольку опасались, что ее участники будут трактовать ее формат расширительно. Иными словами – рассматривать «Восточное партнерство» как гарантии со стороны руководства Евросоюза и ведущих стран-членов ЕС на перспективный прием в ряды этой организации постсоветских республик – в первую очередь, Украины. В Берлине не скрывали, что германское руководство вполне устраивает ситуация, при которой шесть стран-участниц программы «Восточное партнерство» (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Молдавия и Украина), «у многих из которых сложные отношения с Москвой», не только не входили бы в Евросоюз, но и имели «мало шансов вступить в него в обозримом будущем» (bbc.co.uk).

Польша же изначально исходила из того, чтобы превратить данную программу в своеобразный «трамплин» для ускоренной реализации курса на расширение Евросоюза в восточном направлении. («Eastern Partnership» could lead to enlargement, Poland says // EU Observer, 27.05.2008)  В Варшаве в этой связи апеллировали, в частности, к немецким историческим проектам, в том числе к разработанной в начале XX века Фридрихом Науманом концепции так называемой «Срединной Европы». Последняя понималась как совокупность германских земель, призванных войти в «полную экономическую зависимость от Германии» и охватывала территорию тогдашней Австро-Венгрии и значительные части соседних государств. (Naumann F. Mitteleuropa. Berlin, 1915)

С развитием нынешнего кризиса на Украине различия в подходах Берлина и Варшавы к постсоветскому пространству и принципам взаимодействия с Россией не только не ослабли, но лишь углубились. А в последние недели на них «наложились» неоднозначные тенденции на польской внутриполитической сцене. Новый президент страны Анджей Дуда (избранный при поддержке правящей партии «Право и справедливость» Ярослава Качиньского) предпринял ряд шагов, которые в Берлине расценили как шаги в направлении авторитаризма. Речь идет о подписанных поправках в закон о средствах массовой информации, которые позволяют правительству снимать и назначать руководителей общественных вещателей по своему усмотрению. Кроме того, министр финансов Польши получает право назначать новый состав руководства того или иного издания «до внедрения новой организации государственных СМИ», и он же получает право «адаптировать» уставы государственных средств массовой информации для того, чтобы они соответствовали предполагаемой поправке.

Данные положения подвергли критике на только польские журналисты, но и Европейский вещательный союз, Европейская федерация журналистов и организация «Репортеры без границ», заявившие, что речь идет о неприемлемом для европейских ценностей усилении государственного контроля над средствами массовой информации.(ria.ru)

Кроме того, также подписанные президентом Дудой поправки к закону о Конституционном суде предусматривают, что данный орган, состоящий из 15 судей, будет принимать решения двумя третями голосов против обычного большинства, как ранее. Это способно полностью парализовать его работу – опять-таки в интересах исполнительной власти. Более того, Конституционный суд лишается права самостоятельно прекращать полномочия судей, и сможет отныне лишь направлять соответствующий запрос в Сейм (нижнюю палату парламента Польши).

В ответ на действия польских властей в Германии впервые в новейшей истории Евросоюза на высшем уровне заговорили о введении против Польши полномасштабных санкций. В частности, глава входящей в правящую коалицию фракции ХДС/ХСС в бундестаге Фолькер Каудер заявил, что страны ЕС должны «найти мужество для санкций, если будут установлены нарушения европейских ценностей». «Польское правительство должно знать, что в Европе нельзя нарушать некоторые фундаментальные ценности», - добавил он. Председатель блока ХДС/ХСС в Европарламенте Херберт Реуль также поддержал введение экономических мер против Польши, «если политический диалог не даст результатов».

Скандал уже вышел на уровень Европарламента – который намерен обсудить «польский вопрос» на пленарном заседании 19 января. Глава Европарламента Мартин Шульц заявил в этой связи, что политические преобразования в Польше «противоречат базовым европейским ценностям». Польские власти «рассматривают свою победу на выборах в качестве мандата на подчинение государственного благополучия воле победившей партии» - подчеркнул Шульц (к слову, также представляющий Германию). (ria.ru)

Однако у разгорающегося буквально на глазах германо-польского конфликта имеется еще одной измерение – и связано оно со стремлением польских властей создать блок центральноевропейских стран, а также Великобритании под лозунгами выработки общих подходов к решению проблемы беженцев.  По данным германской газеты Tagesspiegel, президент Венгрии Виктор Орбан и лидер партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский провели 6 января в городке Недзица на юге Польши шестичасовую закрытую встречу, посвященную «актуальной политической ситуации в Европе», а более конкретно – выработке общей линии «в борьбе против общеевропейских квот беженцев и позиции для переговоров с британским премьером Дэвидом Кэмероном». (tagesspiegel.de)

А в качестве ключевого элемента предстоящего торга может выступить согласие руководства Польши на размещение в стране на постоянной основе военной базы Североатлантического альянса. По словам министра обороны страны Антония Мачеревича, данный вопрос будет обсуждаться на предстоящем 8-9 июля саммите НАТО в Варшаве. В настоящее время в отношении Польши действует правило германского вето, позволяющее Берлину блокировать размещение на польской территории военных баз США и НАТО. «На саммите в Варшаве будет принято решение, является ли Польша нормальным, равноправным членом НАТО, и действуют ли по отношению к ней такие же нормы, как и по отношению к Германии, Франции, Бельгии, Нидерландам и другим странам, или же нас рассматривают как государство второй категории» - уже пообещал министр Мачеревич.

По имеющейся информации, в Берлине рассматривают вышеуказанные шаги Варшавы как попытку подорвать политику Германии в вопросах приема беженцев (в частности, систему квотирования), и объединить против Берлина различные страны и политические круги в том числе радикально-националистического толка. Это дает основание прогнозировать не только дальнейшее обострение противостояния по линии Берлин-Варшава, но и возможное смягчение позиции федерального канцлера Ангелы Меркель в отношении России и российской позиции по Украине и другим актуальным международным проблемам.

Вышеградские мечты Украины

Понедельник, 09 Ноябрь 2015 17:26 Опубликовано в Аналитика

 

Избрание президентом Польши представителя консервативной партии «Право и справедливость» Анджея Дуды, и наметившаяся разобщенность в составе Вышеградской четвёрки (Польша, Словакия, Венгрия, Чехия) заставляет украинские власти задумываться над перспективами сотрудничества Украины с выше указанными государствами.

Киев надеется на политическую, и не только, поддержку Варшавы своей позиции по донбасскому вопросу. Варшава намерена реализовать амбициозные планы по усилению своё влияния в ЕС и НАТО. Одновременно с этим, польское правительство ратует за усиление присутствия Североатлантического альянса в Восточной Европе, рассматривая усиление НАТО как усиление Польши.

Киев благосклонно воспринимает реанимацию давнего проекта Междуморья, уходящего корнями в прошлое Речи Посполитой, и предусматривающего создание антироссийского блока государств на пространстве между Балтикой м Черным морем (1).

Для успешной реализации данного проекта должны быть сведены к минимуму польско-немецкие противоречия. В условиях миграционного кризиса в ЕС, позиции Германии по данному вопросу, таких противоречий вряд ли удастся избежать. Берлин готов вложить в решение проблемы размещения мигрантов и беженцев 6 млрд. Евро (2).

Страны Вышеградской четвёрки настроены иначе. Венгрия категорически отказывается подчиняться диктату Брюсселя по распределению мигрантов. В унисон с Будапештом звучит голос Братиславы и Праги. До президентства А. Дуды Польша была единственным членом Вышеградской группы, поддержавшей, а не опротестовавшей действия Брюсселя. Какую позицию займёт Варшава сейчас, покажет время.

Вышеградская группа склонна, скорее, объединить усилия для разрешения миграционного кризиса, чем заниматься дружной поддержкой Киева. Проблема мигрантов для них более актуальна, и уже есть первые примеры сотрудничества в этой области: 50 чешских полицейских командированы в Венгрию для совместной охраны границ (3).  Примеров совместных попыток членов Вышеградской группы удержать от паления в бездну политико-экономического хаоса киевский режим не наблюдается.

Это не значит, что Вышеградская группа не обеспокоена происходящим на Украине. Это значит, что  каждая из стран этой группы придерживается нюансированного подхода к украинскому кризису. Наиболее конфронтационным характером отличаются венгерско-украинские отношения. Причина: ассимиляционная политика Киева по отношению к венгерскому меньшинству на Закарпатье, защита которого является приоритетом внешней политики Будапешта.

Украина заинтересована в модернизации энергетической инфраструктуры совместно с Вышеградской группой, в привлечении инвестиций, создании совместных предприятий и реализации проектов в сфере образования. Но для эффективного решения таких вопросов необходимо оздоровление венгерско-украинских отношений (4). Пока Киев не нашёл приемлемый для себя вариант решения. Все упирается в противоречие, которое представляет собой политика Киева по подавлению этнического многообразия внутри страны, при одновременном желании мать хорошие отношения с исторической родиной этих меньшинств.

Киев желает расширения «нормандского формата» переговоров по Донбассу, и надеется достичь желаемого с помощью Польши. Как известно, за расширение данного формата выступил президент Польши, и эта инициатива входит в комплекс озвученных им других внешнеполитических мер, как то укрепление контактов с государствами Балто-Черномроского региона, и размещение дополнительных контингентов НАТО в Центрально-Восточной Европе (1).

Успех на данном направлении будет зависеть от того, насколько далеко готова зайти Варшава в деле ухудшения польско-германских о ношений. Усиление  контингента НАТО в Европе равнозначно усилению в Европе позиций Соединённых Штатов, чему Германия исподволь противится. Учитывая экономическую зависимость Польши от Германии, Варшава не решится на кардинальный слом отношений с Берлином. Ожидается коррекция германского вектора польской политики, а не его радикальная смена. Эта коррекция заключается в попытках Варшавы снизить германское влияние в трансатлантических институтах и ЕС, с опорой на США и Великобританию.

 

Успехи Украины на пути сотрудничества с Вышеградской группой будут скромными. Киёв не обладает экономическим необходимым потенциалом, с опорой на который он мог бы представлять приоритетный интерес для своих соседей. Экономические проекты с соседями будут носить дискретный характер, и не оздоровят украинскую экономику.

Главным адвокатом Киева на международной арене традиционно выступит Варшава. Остаётся подождать, найдут ли Польша и Украина взаимоприемлемое решение в таких щекотливых вопросах, как деятельность ОУН-УПА в 1920-1940 гг. «Право и справедливость»,с Ярославом Качинским во главе, провозгласила курс на противодействие попыткам Киева сделать героев из союзников фюрера в лице ОУН-УПА.

Наиболее вероятный вариант будущих польско-украинских орошений – это активизация усилий Варшавы по противодействию пропаганде украинского национализма на Западной Украине, при одновременной поддержке режима Порошенко в международных вопросах, как то гипотетическое членство Украины в НАТО, развитие отношений с западными странами в военно-политической области.

Польша заинтересована в снижении националистического накала в приграничных украинских регионах, когда-то входивших в состав польского государства, и в усилении это начала на территории остальной Украины, где доминирует не польско-католическая, а русско-православная культура. Надеяться на содействие в этом других членов Вышеградской четвёрки, особенно Венгрии, занявшей принципиальную позицию в этом вопросе, Варшаве, как и Киеву, не приходится.

 

1)    http://www.niss.gov.ua/articles/1912/

2)   http://www.bbc.com/russian/international/2015/09/150907_merkel_germany_migrants_plans

3)    http://www.kresy.pl/wydarzenia,bezpieczenstwo-i-obrona?zobacz/czescy-policjanci-przybyli-na-wegry-pomoga-w-ochronie-granic

 

4)    http://www.niss.gov.ua/articles/1861/

 

Страница 1 из 4