facebook vkontakte twitter youtube    

Time: 5:57

Вышеградские мечты Украины

Понедельник, 09 Ноябрь 2015 17:26 Опубликовано в Аналитика

 

Избрание президентом Польши представителя консервативной партии «Право и справедливость» Анджея Дуды, и наметившаяся разобщенность в составе Вышеградской четвёрки (Польша, Словакия, Венгрия, Чехия) заставляет украинские власти задумываться над перспективами сотрудничества Украины с выше указанными государствами.

Киев надеется на политическую, и не только, поддержку Варшавы своей позиции по донбасскому вопросу. Варшава намерена реализовать амбициозные планы по усилению своё влияния в ЕС и НАТО. Одновременно с этим, польское правительство ратует за усиление присутствия Североатлантического альянса в Восточной Европе, рассматривая усиление НАТО как усиление Польши.

Киев благосклонно воспринимает реанимацию давнего проекта Междуморья, уходящего корнями в прошлое Речи Посполитой, и предусматривающего создание антироссийского блока государств на пространстве между Балтикой м Черным морем (1).

Для успешной реализации данного проекта должны быть сведены к минимуму польско-немецкие противоречия. В условиях миграционного кризиса в ЕС, позиции Германии по данному вопросу, таких противоречий вряд ли удастся избежать. Берлин готов вложить в решение проблемы размещения мигрантов и беженцев 6 млрд. Евро (2).

Страны Вышеградской четвёрки настроены иначе. Венгрия категорически отказывается подчиняться диктату Брюсселя по распределению мигрантов. В унисон с Будапештом звучит голос Братиславы и Праги. До президентства А. Дуды Польша была единственным членом Вышеградской группы, поддержавшей, а не опротестовавшей действия Брюсселя. Какую позицию займёт Варшава сейчас, покажет время.

Вышеградская группа склонна, скорее, объединить усилия для разрешения миграционного кризиса, чем заниматься дружной поддержкой Киева. Проблема мигрантов для них более актуальна, и уже есть первые примеры сотрудничества в этой области: 50 чешских полицейских командированы в Венгрию для совместной охраны границ (3).  Примеров совместных попыток членов Вышеградской группы удержать от паления в бездну политико-экономического хаоса киевский режим не наблюдается.

Это не значит, что Вышеградская группа не обеспокоена происходящим на Украине. Это значит, что  каждая из стран этой группы придерживается нюансированного подхода к украинскому кризису. Наиболее конфронтационным характером отличаются венгерско-украинские отношения. Причина: ассимиляционная политика Киева по отношению к венгерскому меньшинству на Закарпатье, защита которого является приоритетом внешней политики Будапешта.

Украина заинтересована в модернизации энергетической инфраструктуры совместно с Вышеградской группой, в привлечении инвестиций, создании совместных предприятий и реализации проектов в сфере образования. Но для эффективного решения таких вопросов необходимо оздоровление венгерско-украинских отношений (4). Пока Киев не нашёл приемлемый для себя вариант решения. Все упирается в противоречие, которое представляет собой политика Киева по подавлению этнического многообразия внутри страны, при одновременном желании мать хорошие отношения с исторической родиной этих меньшинств.

Киев желает расширения «нормандского формата» переговоров по Донбассу, и надеется достичь желаемого с помощью Польши. Как известно, за расширение данного формата выступил президент Польши, и эта инициатива входит в комплекс озвученных им других внешнеполитических мер, как то укрепление контактов с государствами Балто-Черномроского региона, и размещение дополнительных контингентов НАТО в Центрально-Восточной Европе (1).

Успех на данном направлении будет зависеть от того, насколько далеко готова зайти Варшава в деле ухудшения польско-германских о ношений. Усиление  контингента НАТО в Европе равнозначно усилению в Европе позиций Соединённых Штатов, чему Германия исподволь противится. Учитывая экономическую зависимость Польши от Германии, Варшава не решится на кардинальный слом отношений с Берлином. Ожидается коррекция германского вектора польской политики, а не его радикальная смена. Эта коррекция заключается в попытках Варшавы снизить германское влияние в трансатлантических институтах и ЕС, с опорой на США и Великобританию.

 

Успехи Украины на пути сотрудничества с Вышеградской группой будут скромными. Киёв не обладает экономическим необходимым потенциалом, с опорой на который он мог бы представлять приоритетный интерес для своих соседей. Экономические проекты с соседями будут носить дискретный характер, и не оздоровят украинскую экономику.

Главным адвокатом Киева на международной арене традиционно выступит Варшава. Остаётся подождать, найдут ли Польша и Украина взаимоприемлемое решение в таких щекотливых вопросах, как деятельность ОУН-УПА в 1920-1940 гг. «Право и справедливость»,с Ярославом Качинским во главе, провозгласила курс на противодействие попыткам Киева сделать героев из союзников фюрера в лице ОУН-УПА.

Наиболее вероятный вариант будущих польско-украинских орошений – это активизация усилий Варшавы по противодействию пропаганде украинского национализма на Западной Украине, при одновременной поддержке режима Порошенко в международных вопросах, как то гипотетическое членство Украины в НАТО, развитие отношений с западными странами в военно-политической области.

Польша заинтересована в снижении националистического накала в приграничных украинских регионах, когда-то входивших в состав польского государства, и в усилении это начала на территории остальной Украины, где доминирует не польско-католическая, а русско-православная культура. Надеяться на содействие в этом других членов Вышеградской четвёрки, особенно Венгрии, занявшей принципиальную позицию в этом вопросе, Варшаве, как и Киеву, не приходится.

 

1)    http://www.niss.gov.ua/articles/1912/

2)   http://www.bbc.com/russian/international/2015/09/150907_merkel_germany_migrants_plans

3)    http://www.kresy.pl/wydarzenia,bezpieczenstwo-i-obrona?zobacz/czescy-policjanci-przybyli-na-wegry-pomoga-w-ochronie-granic

 

4)    http://www.niss.gov.ua/articles/1861/

 

 

Чешская Республика планирует выделить на работу специальной мониторинговой миссии организации ОБСЕ в Украине сумму в размере 2,8 миллионов крон.

Решение об этом в среду примет правительство, передает "Радио Прага".

Миссия будет контролировать соблюдение договоренностей о перемирии, достигнутых в Минске.

Отметим, что в настоящее время на востоке Украины работают примерно 500 европейских наблюдателей. В ряде случаев из-за продолжающихся боев некоторым из них пришлось прекратить свою деятельность.

 

pravda.com.ua

 

 

Накануне выборов в Европарламент Центр опроса общественного мнения провел исследование на предмет отношения чехов к принятию евро.

Против принятие евро решительно высказались 47% респондентов, 29% ответили «скорее против, чем за».

Однозначно за переход на единую европейскую валюту высказалось только 4% опрошенных, 15% ответили «скорее за, чем против».

Принятие евро одобряют, в основном, молодые люди, респонденты с высокими доходами и люди с высшим образованием.

Чехи уверены, что вступление в ЕС оказало положительное влияние на предложение товаров и услуг (55%), развитие науки (39%), работу промышленных предприятий (29%) и общий уровень экономики (28%).

И наоборот, членство в Евросоюзе, по мнению чехов, негативно отразилось на сельском хозяйстве (60%), мелком бизнесе (38%), стабильности чешской кроны (27%) и уровне социального обеспечения (24%).

(По материалам: Prague Express)

 

Товарооборот Беларусь и Чехия

Среда, 12 Февраль 2014 12:33 Опубликовано в Статистика

 

Беларусь и Чехия в 2013 году достигли рекордных показателей торгово-экономического сотрудничества за последние годы. Однако экспорт белорусский товаров в Чехию резко сократился после сворачивания растворительной схемы, а вот импорт в Беларусь, напротив, растет.

Об этом сообщает БЕЛТА со ссылкой на Чрезвычайного и Полномочного Посла Беларуси в Чехии Василия Марковича. Дипломат отметил, что в 2013 году были отмечены самые лучшие показатели экономического взаимодействия между Беларусью и Чехией за все годы двустороннего сотрудничества - по товарообороту, экспорту (без учета нефтепродуктов и удобрений) и импорту товаров, экспорту услуг и по привлечению чешских инвестиций, включая прямые. Объем двусторонней торговли за прошлый год составил почти $600 млн и по сравнению с 2012 годом увеличился на 3,5%, а по отношению к уровню товарооборота 2009 года - возрос в два раза.

Однако цифры выглядят оптимистично лишь на первый взгляд, так как белорусский экспорт в Чехию в прошлом году упал на 26,5% до $95,8 млн. Дипломат объяснил падение экспорта сокращением поставок нефтепродуктов.

"Основное влияние на снижение общего объема экспорта оказало падение поставок нефтепродуктов. При этом объем экспорта в Чехию без учета нефти, нефтепродуктов, азотных и калийных удобрений составил в 2013 году $84,3 млн, превысив на $10,5 млн, или 14,2%, данные 2012 года", - пояснил Василий Маркович. 

Импорт из Чехии в Беларусь достиг почти $500 млн, темп роста - 112,4%. Сальдо взаимной торговли для Беларуси сложилось отрицательное, однако дипломат объяснил это реализацией в 2013 году в стране ряда крупных инвестиционных проектов и увеличением притока чешский инвестиций в Беларусь. 

Он также отметил, что статистика по взаимному товарообороту у двух стран может отличаться: чехи при расчете показателей учитывают страну-производителя поступающих на рынок товаров. Так, по данным Чешского статистического управления, товарооборот с Беларусью в 2013 году составил $608,8 млн и снизился на 2,1% по сравнению с 2012 годом. Экспорт белорусских товаров в Чехию достиг, по их данным, $123,5 млн и увеличился на 56,3%. Этот показатель на $27,7 млн больше по сравнению с данными белорусской статистики,  сообщил Василий Маркович. 

Стоит отметить, что белорусская экономика имеет серьезные проблемы с экспортом. Об этом свидетельствуют официальные цифры: дефицит внешней торговли в 2013 году вырос по сравнению с 2012 годом до 5 млрд 766,3 млн долларов. В 2012 году показатель сальдо внешней торговли равнялся минус 344,5 миллионам. За декабрь внешнеторговый дефицит вырос на 904,8 млн долларов.

 

Страница 1 из 2